?

Log in

No account? Create an account

Про ЧП с "Нерпой"

« previous entry | next entry »
Nov. 10th, 2008 | 09:27 pm

Как и обещал, делюсь более подробной информацией, полученной непосредственно от участника событий, а также от представителей НПО «Аврора», завода-изготовителя системы управления ЛОХ, установленной на этом проекте АПЛ.

По порядку.
1. АПЛ К-152 проекта 971И (И – импорт), заводской номер №518. Лодка была предназначена для аренды в ВМС Индии через «РосОборонЭкспорт», цена контракта около 670 млрд. долларов. Лодка возвращалась с ходовых испытаний на перископной глубине, имея на борту заводской управляющий экипаж, штатный экипаж и большое количество контрагентов. Были представители и НПО «Аврора».

2
. Около 20.30 было зарегистрировано несанкционированное срабатывание системы пожаротушения ЛОХ, в результате чего во второй отсек (там же располагается ЦП – центральный пост) был подан фреон, и сработала система оповещения. По словам очевидца, который воспользовался ИДА (второй, представитель «Авроры», успел покинуть отсек) – сигнал был очень тихим по сравнению с обычным «ревуном», что видимо сыграло свою неприятную роль для спящих в каютах людей.

3
. Прежде чем перейти к возможным причинам, стоит подробно остановиться на системе управления ЛОХ, которая была установлена на АПЛ «Нерпа» проекта 971И.
Система управления «Молибден-БС» (производства НПО «Аврора») имеет следующую структуру (см. рисунок):

17.98 КБ

В каждом отсеке (условно обозначены римскими цифрами) находится баллон (С) примерно на 200 литров заполненный фреоном, каждый баллон имеет три выхода, контролируемые электромагнитными заслонками и снабженные на конце распылителями. Один выход ведет в отсек, где расположен сам баллон, а два других в соседние. Тем самым, например второй отсек может снабжаться фреоном из трех баллонов, что собственно и произошло в данном случае (по словам очевидца, концентрация фреона была такой, что он стекал каплями по стенам и приборам!).

Баллоны могут контролироваться тремя способами (подчеркну, что все способы не автоматические):
Во-первых, существует центральный пульт системы «Молибден» (А), расположенный во втором отсеке, где оператор или вахтенный принимает решение, о том из каких баллонов и в какие отсеки будет идти фреон, составляет комбинацию и завершает выбор поворотом тумблера. Во-вторых, в каждом отсеке существует пульт управления «Молибден» для данного отсека (В), который управляет потоками фреона из трех баллонов в данный отсек. Командир отсека или вахтенный принимает решение, вводит комбинацию клавиш, сверяет по ЖК-дисплею выбор и завершает его контрольным рычагом. И в-третьих, как я уже сказал, каждый выход баллона снабжен клапаном, которые может быть открыт вручную, при помощи грубо говоря «поворота вентиля».

4. Теперь самое интересное:
Фреон был подан только во второй отсек сразу из трех баллонов (первого, второго и третьего отсеков). Поскольку вероятность одновременного поворота трех вентилей тремя людьми в трех отсеках практически исключается, а пульт управления А на ЦП находился под контролем оператора, наиболее правдивыми выглядят две версии.
Версия первая: Набор клавиш для подачи фреона из трех баллонов во второй отсек со спящими людьми был осуществлен на пульте управления B второго отсека. Поскольку было подано изначально избыточное количество фреона, встает вопрос о диверсии. Этот вопрос возможно прояснить, поскольку в состав системы «Молибден» входит блок «Ротор» (D), который как «черный ящик» самолета регистрирует все параметры системы и их временные зависимости. Данный блок, как мне пояснили, уже изъят сотрудниками следственного комитета ФСБ и с ним ведется работа.
Версия вторая: В системе «Молибден» произошла техническая неисправность цепи управления, что привело к «ошибочному» срабатыванию и подачи ЛОХ во второй отсек.
Сотрудники НПО «Аврора» исключают возможность такой ошибки. Мне тоже, честно говоря, такая «удачная» ошибка, когда в один отсек подана изначально избыточная концентрация фреона из трех баллонов кажется пока сомнительной.

Вообщем, ждем экспертизы «Ротора». Учитывая сколько сейчас там прокурорских и штатских (полпред президента сам взял дело под контроль), еще не скоро. Буду держать вас в курсе, если что еще узнаю.

UPD. 670 млн. конечно, а не млрд. Спасибо за поправку chele_sta 

Link | Leave a comment |

Comments {68}

u_96

(no subject)

from: u_96
date: Nov. 10th, 2008 07:30 pm (UTC)
Link

Спасибо. Процитирую у себя

Reply | Thread

VLS

(no subject)

from: vls_777
date: Nov. 10th, 2008 11:53 pm (UTC)
Link

Пожалуйста, уточните какой именно фреон используется в этой системе

Reply | Thread

Тимофей Склянкин

(no subject)

from: sklyankin
date: Nov. 11th, 2008 12:02 am (UTC)
Link

Хладон 114B2

Reply | Parent | Thread | Expand

(Deleted comment)

Александр Викторов

(no subject)

from: kgrr
date: Nov. 11th, 2008 12:08 pm (UTC)
Link

Очень похоже на правду. Разговаривал со своим механиком и он придерживается мнения, что попахивает диверсией. Кроме этого система ЛОХ предполагает многократную защиту от Дурака и все ключевое опечатано и контролируется вахтой. Странно....

Reply | Thread

Тимофей Склянкин

(no subject)

from: sklyankin
date: Nov. 11th, 2008 01:49 pm (UTC)
Link

Надо дождаться результатов расшифровки "Ротора" (если конечно их обнародуют). Но в такой "сбой системы", при котором в один отсек был подан фреон из трех баллонов и создана избыточная концентрация мне не очень верится. "Авроровцы" тоже мне сказали, что система была продублирована от сбоев.
На самом деле все достаточно просто - "Ротор" как бортовой самописец должен был зарегистрировать когда, с какого пульта и какая команда была введена и что за этим последовало.

Reply | Parent | Thread | Expand

(no subject)

from: dimint
date: Nov. 11th, 2008 02:32 pm (UTC)
Link

Версия с диверсией самая приемлемая для властей, опять виноват «плохой дядя», рука ЦРУ и т.п.

Reply | Thread

(no subject)

from: dimint
date: Nov. 11th, 2008 04:06 pm (UTC)
Link

"По словам губернатора Хабаровского края Виктора Ишаева, на субмарине "была установлена новая система пожаротушения, которая еще нигде не применялась".

Прежде на атомоходах управление ЛОХом осуществляли с пульта дежурной смены, решение о запуске принимал кто-то из руководства лодки. По команде перебрасывался манипулятор - и вручную открывались два клапана. Новая система не требует вмешательства, она самостоятельно реагирует на внешние факторы - большую задымленность и значительное повышение температуры в отсеках. Причем в каждом отсеке срабатывает индивидуально, оповещая ревуном экипаж о необходимости надеть средства защиты. Такое "выключение" людей - благо, когда автоматика исправна. Но оно чревато последствиями в случае отказа автоматики. Тем более - автоматики новой, не апробированной дальними морскими походами. Как это было в случае с "Нерпой".
http://www.rg.ru/2008/11/11/sigareta.html

Reply | Thread

просьба

from: n58_o
date: Nov. 12th, 2008 01:53 am (UTC)
Link

Здравствуйте. Хочу отпавить ваш текст в газету. Работаю в "Комсомольской правде". Ваши условия - анонимность или назовете себя? Спасибо за информацию, похожую на правду. Заранее - спасибо за ответ.

Reply | Thread

Тимофей Склянкин

Re: просьба

from: sklyankin
date: Nov. 12th, 2008 03:15 am (UTC)
Link

Ответил в ЛС

Reply | Parent | Thread

(no subject)

from: dimint
date: Nov. 12th, 2008 12:40 pm (UTC)
Link

"1. АПЛ К-152 проекта 971И (И – импорт)"

А почему импорт? Если лодка для Индии то - экспорт....

Reply | Thread

Тимофей Склянкин

(no subject)

from: sklyankin
date: Nov. 12th, 2008 04:06 pm (UTC)
Link

Не знаю почему именно такая номенклатура, но название 971И я встречал и во многих источниках.

Reply | Parent | Thread | Expand

Grumblerr von Wezak und Magnusholm

(no subject)

from: grumblerr
date: Nov. 12th, 2008 05:16 pm (UTC)
Link

Можно подробнее, что такое "заводской управляющий" и "штатный" экипажи?

Reply | Thread

Тимофей Склянкин

(no subject)

from: sklyankin
date: Nov. 12th, 2008 05:20 pm (UTC)
Link

http://u-96.livejournal.com/1539306.html?thread=27233514#t27233514

Reply | Parent | Thread | Expand

radioaprel

Первый Канал

from: radioaprel
date: Nov. 13th, 2008 11:59 am (UTC)
Link

Cлушайте, Склянкин, "Первый Канал" очень просит Вас встретится с нашим собкорром в Питере для интервью. Можете нам рассказать об устройстве системы на камеру?

Спасибо!

+7-909-905-3645

Reply | Thread

BapEHbE

Re: Первый Канал

from: 6a616d
date: Nov. 14th, 2008 09:27 pm (UTC)
Link

Ага - а потом отправиться осваивать солнечный магадан ?

Reply | Parent | Thread

(no subject)

from: xeus_top_999
date: Nov. 20th, 2008 12:51 pm (UTC)
Link

Ваш пост написан настолько интересно, что вы попали в Топ-30 Зиуса самых обсуждаемых тем в Живом Журнале.
Это очень положительное явление. Пожалуйста, продолжайте в том же духе. © Зиус

Reply | Thread